Педагогическая практика
Составной частью учебного процесса
является педагогическая практика. С 2004 года являюсь руководителем практики в
ДОУ, которая включает в себя различные ее виды: психолого-педагогическую,
пробных занятий в группах раннего возраста, пробных занятий в дошкольном
возрасте, летнюю и преддипломную. Целью практики является: закрепление и углубление знаний, полученных студентами в
процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по
избранной специальности.
Реализовать цель помогают следующие задачи:
- организация профессиональной деятельности обучающихся с
позиции личностно-ориентированного подхода;
- формирование положительной мотивации и интереса у студентов к
профессии «воспитатель»;привитие студентам практических профессионально-педагогических навыков
и умений по избранной специальности;
- совершенствование содержания, форм, методов, приемов и
анализа проводимых занятий студентами;
- развитие творческого
потенциала у студентов.
В данном виде деятельности для меня приемлемы в
основном методы наблюдения и беседы, анализа работы студентов во время
практики.
Характеристика содержания разных видов практики Психолого-педагогическая практика имеет
вводно-ознакомительный характер и предполагает ознакомление студентов с
работой педагога – психолога, воспитателя в дошкольном образовательном
учреждении. В ходе данного вида практики студенты знакомятся с содержанием,
структурой и основными направлениями работы ДОУ, проводят диагностические
задания с детьми. Составной частью содержания практики является рефлексивная
деятельность студента по анализу качества решения поставленных перед практикой
задач, определения путей дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.
Практика пробных занятий в
группах раннего и дошкольного возраста
позволяет студенту практически
попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в
профессиональной деятельности знания, полученные в ходе теоретической подготовки.
Главной целью практики пробных занятий является выработка у студентов
профессиональных умений и навыков организации и проведения
учебно-воспитательного процесса в ДОУ. В процессе проведения пробных
занятий в группах раннего и дошкольного возраста студенты выполняют следующие
виды деятельности: наблюдают за организацией педагогического процесса в ДОУ,
анализируют ее эффективность; осваивают формы, методы, приемы и средства
проведения занятий и режимных моментов; осваивают способы руководства деятельностью
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; учатся
заполнять карты нервно-психического развития ребенка, разрабатывают, планируют
свою деятельность, составляют конспекты занятий, режимных моментов, игровой
деятельности, проводят и анализируют пробные занятия; взаимопосещают друг
друга; изготавливают наглядные пособия к занятиям. предполагает освоение
организационно-педагогической деятельности: студент учится определять цели,
задачи своей деятельности; прогнозирует результаты воспитательных воздействий;
составляет перспективный календарный план работы, организует проведение
режимных моментов, развлечений и праздников, соревнований, а также создает
условия для самостоятельной деятельности детей; анализирует результаты
собственной деятельности; работает с методической, педагогической литературой.
Таким образом, обучающиеся закрепляют, расширяют и углубляют свои
профессионально-педагогические знания.
Преддипломная практика
является завершающим этапом практической подготовки будущего
педагога-воспитателя. Содержание деятельности студента-практиканта в период
преддипломной практики предполагает перевод полученных знаний и умений в
практические действия. В ходе практики продолжается закрепление и
совершенствование профессиональных умений и навыков. Именно здесь происходит
выработка индивидуального стиля педагогической деятельности. Студент работает в
качестве воспитателя. Студенты дошкольного отделения проходят практику в разных возрастных
группах. Базой по всем видам практики для меня как руководителя является МАДОУ – «Центр
Развития ребенка – Детский сад № 111» г. Сыктывкара. Высокий уровень подготовки
специалистов, работающих в ДОУ, творческий опытный коллектив детского сада
позволяют обеспечить качество подготовки будущих специалистов. Время проведения того или иного вида практики определены рабочим учебным
планом в зависимости от теоретической подготовки студентов. В основном практика
идет параллельно с изучением необходимых для ее прохождения теоретических
дисциплин. Из существующих проблем на практике отмечаю низкий уровень
самостоятельной работы в ходе подготовки к практике. Поэтому много внимания
уделяю обучению студентов организации собственной деятельности; умению
обобщать, использовать разнообразные формы, методы и приемы организации детей;
формированию у обучающихся навыков самоконтроля, самооценки; прогнозированию
результатов своей деятельности и деятельности детей. Анализ результатов работы студентов в ходе различных видов практики свидетельствует
о достаточном уровне подготовки специалистов. Студенты
овладевают умениями на хорошем уровне, проявляют творчество, инициативу в
работе. Результаты практики представлены в таблице 1: Качество практических умений
студентов Таблица 1
Наименование видов
практики
|
Учебный
год
|
Средний балл
|
Практика пробных занятий в группах раннего возраста
|
2006 – 2007
|
4
|
2007 – 2008
|
4,8
|
2009 – 2010
|
4,4
|
Практика пробных занятий в группах дошкольного возраста
|
2005 – 2006
|
4,8
|
2008 – 2009
|
4,9
|
Летняя педагогическая
Практика
|
2005 – 2006
|
5
|
2007 – 2008
|
5
|
Преддипломная практика
|
2005 -2006
|
5
|
2008 – 2009
|
4,9
|
За время практики студенты принимают участие в утренниках, родительских
собраниях, педагогических советах ДОУ, конференциях, проводят консультации для
родителей воспитанников, принимают участие в оформлении родительского уголка. Сформированные умения и навыки своей профессиональной деятельности
студенты IV курса имеют
возможность ежегодно показывать в конкурсе «Ступени мастерства», конкурсе
конспектов. Я как руководитель практики оказываю действенную практическую помощь
конкурсантам, добиваясь хороших результатов. Участие
студентов в конкурсах педагогического мастерства Таблица 2 В 2010 году мной организована открытая консультация для преподавателей
колледжа – руководителей практики и студентов по методике изобразительной
деятельности на тему «Экспериментальная деятельность с изобразительными
материалами в работе с детьми» (руководитель изодеятельности МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 111"- Конакова Светлана Васильевна), получившая высокую оценку всех присутствующих. Безусловно,
практика в ДОУ выполняет одну из ведущих системно-образующих ролей в
формировании грамотных и образованных специалистов – дошкольников, постоянно
происходит совершенствование организации
ее работы.
Полезные ссылки:
|